Наверх

ЮЖНЫЙ МАРШРУТ

Дата публикации: 23 Сентября 2015 Распечатать

Южное направление экспорта российского углеводородного сырья сегодня обретает новое значение. В скором времени в порт Новороссийск помимо нефти по трубам потечет продукция отечественных НПЗ. Это создаст нашим производителям дополнительные возможности для маневра и позволит перенаправить экспортные потоки нефтепродуктов с зарубежных портов в российские.

Экспорт российских углеводородов по южному направлению налажен давно: за 50 лет работы на нефтяном терминале порта Новороссийск отгружено в танкеры свыше 1,5 млрд т сырья. Сегодня перед этим маршрутом стоит новая задача - увеличить транспортировку на экспорт нефтепродуктов, произведенных отечественными НПЗ. Альтернатива прибалтийским портам диверсифицирует потоки и обеспечит новые экспортные возможности нашим предприятиям.

Главную роль в развитии нового маршрута призван сыграть реализуемый компанией "Транснефть" проект строительства нефтепродуктопровода "Юг". Перспектива этого проекта, а также общее развитие системы транспортировки нефти и нефтепродуктов в Южном федеральном округе стали темой обсуждения на очередном заседании Экспертного совета "Транснефти".

Михаил Маргелов, вице-президент компании "Транснефть":

- Южный федеральный округ - крупнейший сельскохозяйственный и промышленный регион нашего государства. Здесь наши южные морские ворота, здесь пересекаются важнейшие транспортные маршруты, здесь находится крупнейший перевалочный комплекс "Шесхарис", на котором в июле 2015 года была отгружена 1,5-миллиардная тонна углеводородного сырья. Отмечу, что порт Новороссийск стал важнейшим экспортным терминалом не только для России, но и для Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. По итогам прошлого года через него было отгружено 8,3 млн т нефти этих соседних государств.

Всего в 2014 году группа "Новороссийский морской торговый порт" перевалила 72,8 млн т нефти и 27,8 млн т нефтепродуктов. Компания "Транснефть", один из акционеров "НМТП", выступает за продолжение политики технологического переоснащения порта, увеличение безопасности погрузочно-разгрузочных работ, привлечение новых инвестиций. Значимым шагом для эффективного функционирования промышленной инфраструктуры Южного федерального округа станет развитие системы нефтепродуктопроводов "Юг", которая будет способствовать увеличению переработки нефти на территории нашей страны и росту экспорта дизельного топлива российских производителей, в частности с Волгоградского, Орского НПЗ, группы Уфимских заводов. Завершение этого проекта запланировано на 2020 год.

Расим Мингазетдинов, начальник управления стратегического развития компании "Транснефть":

- На этом направлении мы поставляем нефть не только на экспорт, но и на южную группу НПЗ. В 2012 году к нам обратились несколько заводов Краснодарского края, получавших сырье преимущественно по железной дороге и желавших увеличить поставки трубопроводным транспортом как наиболее экономически выгодным. В результате уже в этом году поставка на Афипский НПЗ идет исключительно по трубопроводу - 6 млн т малосернистой нефти в год. В 2018 году этот объем вырастет до 9 млн т в год, плюс 3 млн т будет поставляться на Ильский НПЗ. После 2020 года Ильский НПЗ планирует принимать до 6 млн т в год, Афипский - до 12 млн т. Создание необходимых для увеличения поставок мощностей будет финансироваться самими заводами по договору подключения к магистральному нефтепроводу.

В свое время все крупные НПЗ стали участниками программы реконструкции предприятий и увеличения глубины переработки нефти. В 2016-2017 годах эта программа закончится, и, по разным оценкам, производство дизельного топлива в стране увеличится на 50-80 млн т в год. Компания "Транснефть" сейчас активно занимается реконструкцией и строительством продуктопроводов, чтобы принять увеличивающиеся объемы в систему и транспортировать их как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Идея строительства магистрального нефтепродуктопровода от Самары до Новороссийска для развития южного направления экспорта дизельного топлива обсуждалась еще в 2008 году. Однако реализовать ее силами компании "Транснефтепродукт" было тогда нереально. Инвестиции в реконструкцию действующих и строительство новых продуктопроводов появились только в результате объединения дочерних предприятий "Транснефти" и "Транснефтепродукта". И в рамках поручения президента РФ Владимира Путина по перенаправлению экспортных потоков с зарубежных портов в российские мы начали строительство продуктопровода "Юг".

На первом этапе планируется соорудить продуктопровод от Тихорецка до Новороссийска. Это будет не строительство, а перевод нефтепровода Тихорецк - Новороссийск-1 диаметром 500 мм под транспортировку нефтепродуктов. Подобный вариант увеличения поставок нефтепродуктов уже опробован на северном направлении, в порту Приморск. Мы почистим трубу, проведем реконструкцию нефтеперекачивающей станции (НПС) "Тихорецкая", линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) "Крымская" и построим трубопровод от Волгограда до Тихорецка. Это позволит нам обеспечить транспортировку в Новороссийск до 6 млн т дизельного топлива стандарта Евро-5 в год.

На последнем этапе, в конце 2019 года, будет построена труба от Самары до Волгограда и одновременно проведено расширение системы от Волгограда до Новороссийска. После завершения всего проекта мы планируем транспортировать по этому трубопроводу до 11 млн т дизельного топлива в год. Кроме того, в настоящее время рассматривается возможность подключения к данному трубопроводу Новошахтинского НПЗ, который планирует выпускать дизельное топливо Евро-5 в объеме 3,5 - 4 млн т в год.

Владимир Назаров, заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов компании "Транснефть":

- Портовая инфраструктура Азово-Черноморского бассейна - вторая по объемам перевалки нефтеналивных грузов, в чем-то даже конкурирующая с Балтийским бассейном. Если посмотреть на динамику отгрузки здесь нефтеналивных грузов, увидим, что за относительно стабильным уровнем в 2013 и 2014 годах следует резкий скачок в первом квартале 2015 года. На мой взгляд, он обусловлен двумя факторами: зимним периодом, когда спрос на внутреннем рынке падает и есть спрос на внешнем рынке, и налоговым маневром, который вступил в действие 1 января этого года.

В Новороссийске сегодня работают три крупных терминала, включая перевалочный комплекс (ПК) "Шесхарис". По итогам прошлого года и пяти месяцев нынешнего ПК смог нарастить объемы перевалки нефтепродуктов, которые в этом году должны составить 9,6 млн т. На ПК "Шесхарис" планируется и дальше наращивать объем перевалки нефтепродуктов до 20 млн т в 2020 году. Это произойдет за счет реконструкции, развития терминала, а также реализации проекта "Юг". В итоге объем перевалки нефтепродуктов в порту Новороссийск может достигнуть 30 млн т в год. При этом в соотношении "нефть - нефтепродукты" доля последних будет расти и на западном направлении в целом, и в порту Новороссийск в частности.

Александр Зленко, генеральный директор предприятия "Черномортранснефть":

- Сегодня на ПК "Шесхарис" идет масштабная реконструкция, которая продлится до 2025 года. Цель - повышение экологической и инженерной защищенности объектов, замена устаревших железобетонных резервуаров на современные, увеличение емкости резервуарного парка и модернизация оборудования. Всего планируется реконструировать 53 объекта.

На сегодня уже построены 10 резервуаров объемом 20 и 30 тыс. куб. м, котельная и аварийная дизельная электростанция, выполнены другие работы. Завершено строительство технологического тоннеля диаметром 3,3 м и протяженностью 3225 м, соединяющего производственные площадки "Шесхарис" и "Грушовая".

С 2015 по 2025 год будут построены и реконструированы 47 объектов. Основные из них - инженерная защита 13-го и 14-го ущелий, которая позволит отвести паводковые воды в обход ПК "Шесхарис". Кроме того, будут заменены все технологические трубопроводы, реконструированы очистные сооружения системы сбора сточных вод и заменены узлы учета нефти и нефтепродуктов.

Комплексная реконструкция ПК "Шесхарис" позволит нам обновить основные производственные фонды предприятия, увеличить количество товарных резервуаров и их общий объем до 1,58 млн куб. м, оптимизировать технологическую схему и за счет этого сократить протяженность технологических трубопроводов, уменьшить количество насосных агрегатов, энергетического оборудования, а также количество зданий и сооружений. Комплексная реконструкция ПК "Шесхарис" позволит переваливать нефть и нефтепродукты суммарным объемом более 40 млн т в год.

Султан Батов, генеральный директор Новороссийского морского торгового порта:

- В 2014 году через причалы ПК "Шесхарис" перевалено на экспорт 30,4 млн т нефти, 3,4 млн т дизтоплива и 3,6 млн т мазута. Основные направления экспорта - страны Средиземноморского региона. Учитывая стратегическое партнерство с АК "Транснефть", мы надеемся на сохранение существующих объемов нефти и привлечение дополнительных объемов нефтепродуктов.

За последние четыре года в порту проведена реконструкция части трубопроводов и системы пожаротушения, построен и сдан в эксплуатацию причал N 1а, выполнена реконструкция и капитальный ремонт еще нескольких причалов. Объем затрат составляет около 4 млрд руб., а плановый объем инвестиций в развитие инфраструктуры до 2019 года - 6,2 млрд руб.

Наталья Шуляр, председатель подкомитета по моторному топливу ТПП РФ, главный редактор нефтегазового журнала "ИнфоТЭК":

- В Южном федеральном округе сосредоточено 14% нефтепереработки всей России. Здесь присутствуют все три сектора НПЗ: крупные заводы, такие как Волгоградский и Туапсинский, пять средних, а также мини-заводы. По итогам 2014 года на внутреннем рынке страны практически по всем нефтепродуктам наблюдался профицит, в результате на экспорт было направлено около 10% бензина и авиакеросина, 50% дизельного топлива, более 80% мазута. Но в перспективе экспорта дизельного топлива на рынки Центральной и Западной Европы я вижу нерадостную картину с точки зрения рисков. Они связаны со сложным макроэкономическим окружением и негативным настроем в отношении России. Поэтому обращаюсь к руководству "Транснефти" с предложением срочно пересчитать балансы по основным экспортным нефтепродуктам и особенно по Центральной и Западной Европе.

Юрий Щербанин, заведующий кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина:

- Геополитика, конечно, влияет на стратегические планы развития как отраслей, так и крупных концернов. Поэтому хочу обратить внимание на некоторые геополитические сюжеты, происходящие в Европе, в части, касающейся нефти.

С 2000 по 2013 год число НПЗ в Европе сократилось со 156 до 125, а мощность переработки снизилась с 926 млн т до 835 млн т. То есть Европа берет почти на 100 млн т нефти меньше, чем в 2000 году. Другой важный фактор - в Европе за этот период увеличился дефицит светлых нефтепродуктов. Если в 2000 году баланс по дизельному топливу был минус 20 млн т, то сейчас это минус 63,7 млн т. Это и есть рынок для поставки дизельного топлива. Всего же дисбаланс по светлым нефтепродуктам составляет в Европе минус 71 млн т.

В Черноморско-Средиземноморском регионе постепенно происходили изменения в раскладе сил и влияния на углеводородные потоки. И Россия, в частности, с 1991 года серьезно усилила свои позиции на всех направлениях, укрепив морские порты, увеличив погрузочные мощности. В прошлом году перегрузки всех видов по России - импорт, экспорт, каботаж - составили 627 млн т, этот показатель за 10 лет удвоился.

Дмитрий Александров, заместитель генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал:

- Южное направление не является крупнейшим из направлений экспорта по нефтепродуктам, но, возможно, на сегодняшний день оно является ключевым с точки зрения переориентации экспортных объемов с других направлений, прежде всего северо-западного, на юг Европы.

Проект "Юг" - это около 15% от объема нового строительства "Транснефти" текущего года и примерно 7% от общей инвестиционной программы компании. Завершение проекта позволит увеличить отгрузку нефтепродуктов на экспорт, переориентировав существенные объемы с прибалтийского направления - Риги и Вентспилса. Уже сейчас без новых мощностей можно переориентировать около 5 млн т в год. Но если увести из Прибалтики все объемы - 15 млн т, то только за счет собственной перевалки внутри страны будет оставаться около 5 млрд руб. в год.

Учитывая неблагоприятное окружение, в котором мы оказываемся, возможно, имеет смысл не гнаться за оптимальной логистикой с точки зрения вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а формировать ту структуру экспорта, которая будет наиболее оптимальной с точки зрения распределения финансовых ресурсов и потоков.