Наверх

«Черномортранснефть»: южное «окно» для российских нефтяников

Дата публикации: 20 Июля 2015 Распечатать

Южная «дочка» АК «Транснефть» занимает особое место в системе российских магистральных нефтепроводов. Именно «Черномортранснефть» в перспективе ближайших лет должна стать важнейшим экспортным каналом для российских нефтепродуктов. Сегодня компания активно расширяет свою инфраструктуру параллельно с увеличением производства на отечественных нефтеперерабатывающих заводах.

1 июля перевалочный комплекс «Шесхарис» отгрузил 1,5-миллиардную тонну углеводородного сырья с момента погрузки первого танкера в 1964 году. Это событие стало знаковой вехой в полувековой истории «Черномортранснефти», совпав с развернувшейся на площадках «Шесхарис» и «Грушовая» комплексной реконструкцией объектов инфраструктуры перевалки углеводородного сырья.

Общая стоимость долгосрочного проекта модернизации двух площадок составляет порядка 47 млрд рублей, из которых уже освоено около 16 млрд. Реконструкция «Шесхариса» и «Грушовой» стала особенно актуальной после катастрофического наводнения 2012 года в городе Крымске. «Эти объекты прослужили более полувека, сейчас настал тот момент, когда необходимо обновить основные фонды и сделать запас прочности ещё на 50 лет», — поясняет генеральный директор АО «Черномортранснефть» Александр Зленко.

До 2025 года в рамках модернизации инфраструктуры «Черномортранснефти» планируется построить 63 новых объекта, а также сделать процесс перекачки нефти и нефтепродуктов более технологичным за счёт оптимизации ряда узлов и производственных процессов. Уже в нынешнем августе будет запущен в эксплуатацию новый технологический тоннель с перепадом высот 55 метров, по которому будет осуществляться самотёчное движение углеводородного сырья. Все новые трубопроводы прошли 300-процентный контроль и рассчитаны на сейсмическую нагрузку в 9 баллов.

Модернизация инфраструктуры «Черномортранснефти» позволит выйти на объём перевалки более чем в 40 млн тонн в год, при этом объёмы перекачиваемой нефти и нефтепродуктов станут примерно равными (сегодня их соотношение — в пользу сырой нефти). Тем самым предприятие внесёт вклад в реализацию поручения президента России Владимира Путина увеличить экспортные поставки российских нефтепродуктов (прежде всего дизельного топлива), перенаправив их из зарубежных портов в российские гавани.

Реконструкция «Шесхариса» и «Грушовой» является частью реализуемого АК «Транснефть» масштабного проекта «Юг», направленного на создание трубопроводной системы для экспорта светлых нефтепродуктов с Черноморского побережья России в зарубежные страны. «К 2016–2017 годам завершится реконструкция крупнейших российских нефтеперерабатывающих заводов. В результате, по различным данным, производство дизельного топлива увеличится на 50–80 миллионов тонн в сравнении с сегодняшними объёмами, — говорит руководитель управления стратегического развития ОАО АК “Транснефть” Расим Мингазетдинов. — Поэтому “Транснефть” сейчас активно строит и реконструирует нефтепродуктопроводы, чтобы уже в скором будущем принять новые объёмы в систему».

По мнению заместителя генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, сегодня южное направление для «Транснефти», возможно, является ключевым с точки зрения переориентации потоков экспорта нефтепродуктов, которые сейчас направляются главным образом в порты стран Балтии. «В долгосрочной перспективе проект “Юг” даёт российским предприятиям возможность выбирать, на какие рынки им ориентироваться, — отмечает эксперт. — Если увести из Прибалтики 15 миллионов тонн нефтепродуктов, то только за счёт их перевалки пять миллиардов рублей будет оставаться в стране, не считая сопутствующих доходов».

Экспортные планы российских нефтяников основаны прежде всего на ситуации на европейском рынке нефтепродуктов. По оценке специалистов Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, с 2000 по 2013 год количество НПЗ в Европе сократилось с 156 до 125, а мощность переработки снизилась с 926 до 855 млн тонн. При этом дефицит светлых нефтепродуктов в Европе вырос с 20 до 63 млн тонн — именно за эту нишу и намерены побороться отечественные производители, в том числе расположенные на юге России (Туапсинский НПЗ «Роснефти», Волгоградский НПЗ «ЛУКойла», Ильский и Афипский НПЗ в Краснодарском крае и ряд других предприятий).

Благодаря стартовавшему в начале этого года налоговому манёвру в нефтегазовой отрасли (поэтапное снижение в 1,7 раза вывозных таможенных пошлин на нефть и в 1,7–5 раз — на нефтепродукты в зависимости от вида) российские НПЗ уже заметно нарастили экспорт. В частности, Новороссийский морской торговый порт за первые четыре месяца перевалил 6,505 млн тонн нефтепродуктов, что на 15% больше, чем за тот же период прошлого года. А в целом российские порты Азово-Черноморского бассейна за этот период довели объём экспорта нефтепродуктов до 19,783 млн тонн, тогда как в январе-апреле 2014 года он составлял 15,245 млн тонн.

Роль «Черномортранснефти» во всех этих процессах сложно переоценить, но руководство компании не устаёт повторять: главный ресурс предприятия — это не «железо», а трудовой коллектив. «Полтора миллиарда тонн нефти — это колоссальная цифра, это примерно 25 миллионов вагонов, — говорит Александр Зленко. — Но эти показатели не могли быть достигнуты без того фундамента, который заложили наши ветераны. Главная заслуга в этом — плодотворный труд нескольких поколений, плюс высокая технологичность производства».


Справка о компании
АО «Черномортранснефть» (акционерное общество «Черноморские магистральные нефтепроводы») является одним из крупнейших дочерних обществ ОАО АК «Транснефть», обеспечивающим транспортировку нефти по территории Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области и республик Северного Кавказа (Адыгеи, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана).
АО «Черномортранснефть» эксплуатирует более 3,3 тысячи км магистральных нефтепроводов. Транспортировку углеводородного сырья обеспечивают 32 насосные станции (НПС) и линейные производственно-диспетчерские станции (ЛПДС), принадлежащие двум районным управлениям магистральных нефтепроводов — Краснодарскому и Тихорецкому. Накопление танкерных партий нефти и нефтепродуктов обеспечивают резервуарные парки площадок «Шесхарис» и «Грушовая» общей вместимостью 1,4 млн кубометров.
Налив нефти для последующей транспортировки по железной дороге на нефтеперерабатывающие заводы России и слив нефтепродуктов для отправки на экспорт осуществляются на железнодорожных эстакадах площадки «Грушовая». Отгрузка нефти и нефтепродуктов на танкеры производится на морском терминале Новороссийска. В сложных погодных условиях, характерных для Новороссийска, перевалочные базы способны вести отгрузку углеводородного сырья без потери времени круглый год и круглосуточно.
Основным источником финансирования деятельности предприятия является тарифная выручка, получаемая за оказанные услуги по перевалке нефти на морских терминалах и железнодорожным транспортом на нефтеперерабатывающие производства. В 2014 году выручка компании составила 22,29 млрд рублей, чистая прибыль — 1,218 млрд рублей. Грузооборот за 2014 год составил 31 893 млн т·км.
В связи с ростом экологических рисков, связанных с увеличением перевалочной мощности предприятия, одним из основных направлений деятельности АО «Черномортранснефть» является обеспечение экологической безопасности. Комплексная экологическая политика компании включает общую реконструкцию предприятия, внедрение и применение новейших технологий и методов очистки отходов, реконструкцию и замену резервуарного парка и т. д.