Наверх

Перевалочный Комплекс «Шесхарис»

Директор перевалочного комплекса «Шесхарис»

Комков Кирилл Владимирович

Перевалочный комплекс «Шесхарис» входит в структуру АО «Черномортранснефть» - дочернего общества ПАО «Транснефть». Комплекс расположен в г. Новороссийск и является конечной точкой магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» в Краснодарском крае, обеспечивающих транспортировку нефти месторождений Западной Сибири, Азербайджана, Казахстана.
Для перевалки через порт Новороссийск нефть накапливается на площадках «Шесхарис» и «Грушовая», при этом площадка «Грушовая» несет основную нагрузку благодаря большей емкости по хранению нефти и нефтепродуктов. Две промышленные площадки – «Грушовая» и «Шесхарис» - расположены на расстоянии 12 км друг от  друга. В резервуары промышленной площадки углеводородное сырье поступает по системе магистральных нефтепроводов Тихорецк-Новороссийск-2, Тихорецк-Новороссийск-3, Крымск – Грушовая. Также, прием нефтепродуктов ведется по магистральному трубопроводу Тихорецк-Новороссийск-1 и из вагонов-цистерн, поступающих на площадку «Грушовая» по железной дороге.

В настоящее время перевалочный комплекс «Шесхарис» включает резервуарный парк емкостью около 1,4 млн. м³, технологический тоннель с трубопроводами через Маркхотский хребет протяженностью 3,3 км, технологические трубопроводы протяженностью 79,4 км, объекты вспомогательного назначения. 

По состоянию на январь 2018 года на перевалочном комплексе «Шесхарис» суммарно отгружено более 1,5 млрд. т углеводородного сырья с момента погрузки первого танкера «Лихославль» в  1964 году.

Промышленная площадка «Грушовая» располагается на площади 213 га и включает следующие основные объекты:

  • Товарные резервуары в количестве 40 шт. общей емкостью 1280 тыс. м³;
  • Технологические трубопроводы общей протяженностью 62 км;
  • Железнодорожные эстакады в количестве 3 шт. (собственность АО «ТНТ»);
  • Северный портал;
  • Комплексную систему пожаротушения;
  • Комплекс сооружений инженерной защиты объекта.

Площадка «Шесхарис»  располагается на площади 47 га и включает в себя:

  • Южный портал технологических тоннелей, соединяющих между собой промплощадки «Грушовая» и «Шесхарис»;
  • Технологические трубопроводы общей протяженностью 15,4 км;
  • Товарные резервуары в количестве 12 штук общей емкостью 108 тыс. м³;
  • Системы измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов;
  • Комплексную систему пожаротушения;
  • Крупнейшие в ПАО «Транснефть» очистные сооружения производительностью очистки 700 м³/ч;
  • Котельную и химико-аналитическую лабораторию.

Технологический тоннель «Грушовая-Шесхарис»:

Производственные площадки «Грушовая» и «Шесхарис» соединены между собой технологическим тоннелем с нефтяными, нефтепродуктовыми и вспомогательными трубопроводами.

В 2015 году был сдан в эксплуатацию новый необслуживаемый технологический тоннель взамен старого, с вышедшим гарантированно безопасным сроком эксплуатации.

Необслуживаемый технологический тоннель представляет собой железобетонную конструкцию внутренним диаметром 3,3 м, длиной 3,2 км. Общая протяженность трубопроводов - 27,2 км, предназначены для транспортировки нефти и нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут, бензин) от пл. «Грушовая» до пл. «Шесхарис» через Маркхотский хребет.

Движение нефти и нефтепродуктов по трубопроводам тоннеля «Грушовая-Шесхарис» происходит самотеком за счет разности высотных отметок Северного и Южного портала (СП – 243м и ЮП – 187м, разница отметок – 56м)

В тоннеле размещаются 9 технологических трубопроводов различного диаметра и назначения от DN 300 до DN 1200: Суммарная производительность трубопроводов в тоннеле – 33480 м3/час.

Гарантийный срок эксплуатации нового тоннеля в соответствии с нормами проектирования и принятыми техническими решениями составит 50 лет.

Глобальная реконструкция

В 2012 году АО «Черномортранснефть» приступило к масштабной реконструкции перевалочного комплекса «Шесхарис». Завершить работы по модернизации и техническому перевооружению планируется в 2025 году.

В рамках реконструкции площадки «Грушовая» уже произведен демонтаж 42 резервуара ЖБР-10000, на их месте построены 18 резервуаров  РВС, из которых РВС-20000 – 8 шт., РВСП-30000 – 10 шт. Также произведена реконструкция четырех резервуаров ЖБР-10000 и техническое перевооружение резервуара РВСПК-50000. В дальнейшем до 2020 года планируется построить еще 10 единиц резервуаров РВС-30000.

Произведена замена технологических трубопроводов с прокладкой основных технологических трубопроводов резервуарного парка в два коридора: полка подающих трубопроводов и лоток отдающих трубопроводов для нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день протяженность технологических трубопроводов оптимизирована и составляет 62км.

Завершены работы по реконструкции берегоукрепления ручья Тоннельный с защитой русла, инженерно-технических средств охраны, защиты территории от лесных пожаров.

Введен в эксплуатацию новый цех технологического транспорта и специальной техники с автоматическим топливозаправочным пунктом. Участок ЦТТиСТ включает в себя здание АБК с теплой стоянкой на 9 единиц техники, административные и бытовые помещения для персонала, пост технического обслуживания и ремонта техники, пост шиномонтажа, бесконтактную мойку автотранспорта, склад запасных частей, крытую холодную стоянку на 24 единицы техники с КТП и открытую стоянку с твердым покрытием на 30 единиц техники.

Так же построен 3-х этажный промышленно-бытовой комплекс с мастерскими, теплый склад и проведена реконструкция зданий АБК и СПЧ-46.

В результате комплексной реконструкции пл. «Грушовая» товарная емкость резервуарного парка возрастет до 1,53 млн. тонн. С учётом изменения конъюнктуры рынка резервуарный парк позволит расширить перечень продуктов перевалки - сможет принимать, хранить и отгружать нефть, мазут, дизельное топливо и бензин.

Также выполнены следующие работы по реконструкции площадки «Шесхарис», входящей в состав одноименного перевалочного комплекса: реконструкция ЖБР (4 шт.), строительство котельной, демонтаж шламовых карт 8 шт. со строительством резервуаров-накопителей, инженерная защита автодороги «Грушовая – Шесхарис» с устройство защитных сооружений, реконструкция инженерно-технических средств охраны, техническое перевооружение нефтепродуктовых СИКН. 1 этап (БЭТ).

Выполнена оптимизация количества зданий и сооружений на площадке «Шесхарис» в рамках, которой произведен демонтаж зданий и сооружений в количестве 27 штук, а так же построено здание производственно-бытового корпуса и здание экоаналитической лаборатории с операторной очистных сооружений.

На сегодняшний день в стадии реализации находятся объекты по комплексной реконструкции площадки «Шесхарис», системы пожаротушения, системы управления и автоматики, инженерной защиты, очистных сооружений, оборудование резервуаров ЖБР-10000 системой пожаротушения, строительства здания пожарной части, реконструкции систем измерения и контроля качества нефти и нефтепродуктов.

До 2025 года в рамках комплексной реконструкции площадки «Шесхарис» планируется выполнить разделение основных потоков нефти и нефтепродуктов, проходящих по территории площадки «Шесхарис», путем изменения трасс прокладки технологических трубопроводов, что позволит оптимизировать технологическую схему комплекса и облегчить дальнейшее обслуживание данных трубопроводов.

По окончанию реконструкции на площадке «Шесхарис» для учета нефти и нефтепродуктов будут функционировать СИКН в количестве 8 шт.

История становления перевалочного комплекса «Шесхарис»

История крупнейшего перевалочного комплекса Европы начиналась с нефтяных складов братьев Нобель. Предприятие знаменитых шведов имело 95-километровый нефтепровод диаметром шесть дюймов, сливную эстакаду для железнодорожных цистерн, клепаные резервуары, один из которых функционировал до 1988 года, насосное хозяйство и морской причал для обработки судов дедвейтом до полутора тысяч тонн. Так, благодаря выгодному географическому положению, близости к месторождениям нефти юга России и Кавказа и к центру Европы, наличию развитой инфраструктуры, удобной незамерзающей бухты еще в конце XX века Новороссийск стал крупным портом по перевалке нефти на экспорт.

В 1918 году после национализации нефтяных предприятий экспорт нефти стал одним из основных источников поступления валюты для государства. В период восстановления народного хозяйства в 1920-1930-е годы объем экспорта нефтепродуктов поддерживался на высоком для того времени уровне. Например, в 1921 году через Новороссийск было отправлено 31,3 тыс. т.  По понятным причинам, в предвоенные годы и  первые пять послевоенных лет произошел резкий спад экспорта нефти. Нефтебаза, как и все другие предприятия города, была разрушена полностью. Постановлением советского правительства город Новороссийск был включен в число пятнадцати старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.

В 1950-е годы увеличились объемы добычи и  экспорта нефти, и к началу 1960-х годов через Новороссийск отправлялось уже 4,0-4,5 млн. т нефти в год.

Удобное географическое положение и благоприятные климатические условия в районе Цемесской бухты позволили Новороссийску стать важнейшим экспортным нефтяным портом. С принятием в 1960-х годах обширной программы по развитию нефтегазовой промышленности и увеличению экспорта нефти Новороссийск должен был стать одной из важнейших стройплощадок нефтеперевалочного комплекса.

Проектирование перевалочного комплекса началось в 1960 году на основании постановлений Совета Министров СССР от 14 июня 1956 года,  24 декабря 1957 года и 12 сентября 1959 года.

В 1964 году гигантская стройка на берегу Цемесской бухты по возведению самого крупного в Европе нефтетерминала подошла к очередному рубежу, была построена нефтебаза, названная «Шесхарис» - по аналогии с одноименным мысом. Здесь, на территории, начиная с отметки 100 метров над уровнем моря, и до 40 метров, был построен резервуарный парк емкостью 99 тыс. м³. В его составе было 9 резервуаров ЖБР-10000; 4 резервуара ЖБР³ и 6 резервуаров ЖБР – 100 м³ и 50 м³ для нефти и нефтепродуктов.

19 октября 1964 года у причала № 4 был загружен первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию. За тридцатилетний период, с 1964 по 1996 год, нефтебаза «Шесхарис» превратилась в крупнейшую экспортную базу России с перевалкой более 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, поставляемых в 23 страны мира.

Параллельно со строительством на Шесхарисе, еще в 1962 году за Маркотхским хребтом в урочище Грушевая балка началось сооружение резервуарного парка и железнодорожных сливных эстакад. Одновременно строились автодорога через перевал и тоннель, в котором предусматривалась прокладка технологических трубопроводов и других коммуникаций, предназначенных для соединения двух объектов в единый комплекс. Работы проводились в рамках второй очереди строительства комплекса новороссийских нефтебаз.

Резервуарный парк на площадке в урочище Грушевая балка, входящий во вторую очередь комплекса, включал 20 железобетонных резервуаров типа ЖБР-10000 такой же конструкции, как и на мысе Шесхарис. Учитывая, что нефтепродукты, которые предполагалось сливать из вагонов-цистерн, разнились по качеству, были построены две сливные эстакады: одна для слива мазута, другая – для нефти и нефтепродуктов.

Комплекс Новороссийской  нефтебазы по объемам перевалки стал крупнейшим в Европе и самым мощным в СССР еще в 1960-е годы. На нефтебазе «Шесхарис» были применены новые технологии, прогрессивные проектные решения и оборудование. Значительно улучшили экологическое состояние Цемесской бухты введенные в эксплуатацию в 1966 году сооружения для очистки сточных производственных и балластных вод танкеров.

В 1966 году через «Шесхарис» было отгружено 12 788 тыс. т нефти. Наращивание производственных мощностей продолжалось: 1976 год -  построены  сооружения  для  очистки  балластных   вод методом напорной флотации, заменены шлангующие устройства на причалах; 1978 год - введен в эксплуатацию нефтепровод для налива судов напрямую из резервуарного парка нефтебазы «Грушовая». В том же году был построен глубоководный причал, введена в эксплуатацию система автоматизированного налива танкеров, налажен учет количества и качества отгружаемой нефти, все причалы оснащены шлангующими устройствами.

В декабре 2002 и в мае 2003 года приняты в эксплуатацию четыре резервуара РДПК-50000. Таким образом, общая емкость резервуарного парка перевалочной нефтебазы «Грушовая» выросла до 1200 000 м³. Одновременно со строительством дополнительного резервуарного парка началась реконструкция действующих резервуаров РВСПК-50000. В 2005 году масштабная реконструкция всех резервуаров РВСПК-50000 в соответствии с программой перевооружения и реконструкции резервуарного парка была закончена.

В 2012 году две нефтебазы «Шесхарис» и «Грушовая» были объедены  в одну и предприятие стало именоваться «Перевалочный Комплекс Шесхарис».

В настоящее время в рамках повышения надежности, безопасной эксплуатации и увеличения пропускной способности реализуется Комплексная программа реконструкции ПК «Шесхарис», в рамках которой будут применены новейшие технологии в области хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов.

Вернуться на главную страницу